Дизельное топливо
Применяется в двигателях с воспламенением топливной смеси от сжатия.
Производится перегонкой керосино-газойлевых фракций нефти.
Дизтопливо - это сложная смесь разных групп углеводородов и химических соединений.
Качество дизельного топлива на АЗС Route20 соответствует требованиям:
- европейского стандарта EN 590:2017,
- экологического класса Евро5 Евросоюза,
- ДСТУ 7688:2015 «Паливо дизельне Євро».
Производители дизтоплива класса Евро5 поставляемого компанией Route20:
Беларусь: Мозырский НПЗ и НПЗ "Нафтан"
Литва: ORLEN Lietuva, НПЗ Мажейкяй нафта
Румыния: Rompetrol, её НПЗ: Petromidia и Vega
Греция: Hellenic Petroleum, НПЗ в г. Элефсис
Россия: Антипинский НПЗ, Тюмень; Башнефть, Уфа
Экологические классы Евросоюза. В зависимости от концентрации разных веществ топливо делится на экологические классы от Евро1 до Евро5.
Сера. Концентрация серы измеряется в миллионных долях PPM (англ.), читается "пи-пи-эм"; или в миллиграммах на 1 кг топлива (мг/кг), или в %:
экологический класс |
Год принятия |
Содержание серы, не более |
||
ppm |
мг/кг |
% |
||
Евро1 |
1993 |
2000 |
2000 |
0,2000 % |
Евро2 |
1996 |
500 |
500 |
0,0500 % |
Евро3 |
2001 |
350 |
350 |
0,0350 % |
Евро4 |
2006 |
50 |
50 |
0,0050 % |
Евро5 |
2009 |
10 |
10 |
0,0010 % |
В международной маркировке современное дизтопливо называется:
"Дизель с ультранизким содержанием серы" Ultra-low-sulfur diesel (ULSD)
Чем меньше содержание серы, тем меньше дымность выбросов, меньше коррозия двигателя и бензобака.
Цетановое число. Характеристика воспламеняемости дизельного топлива. Показывает, как быстро начнёт гореть топливо после впрыска в цилиндр. Чем выше цетановое число, тем быстрее загорается топливная смесь. Определяет эффективность работы двигателя, мощность и экономичность.
У качественного дизеля цетановое число устанавливается не менее 51 единиц для летнего и 49 единиц для зимнего. Но при размере цетанового числа более 60-ти снижается полнота сгорания дизтоплива, возрастает дымность выхлопных газов, повышается его расход.
Цетановый индекс (в отличие от цетанового числа) - это расчётная величина устанавливается для качественного топлива на уровне не менее 46 единиц.
Полициклические ароматические углеводороды. Продукты сгорания этих углеводородов являются канцерогенными веществами, загрязняют двигатель и воздух. Если в топливе их много, то увеличивается нагарообразование и токсичность выбросов, копоть. Для класса Евро5 установлено их предельное содержание не более 8%. Для сравнения: Евро3 и 4 - до 11%
Плотность дизтоплива при 15°С класса Евро5 устанавливается в рамках 820-845 кг/м.куб. Плотность зимнего топлива меньше плотности летнего.
Фракционный состав дизтоплива сильно влияет на его эксплуатационные характеристики - на уровень токсичности отработанных газов, дымность и полноту сгорания топлива. Чем меньше интервал температур, в котором выкипает топливо, тем лучше процесс его сгорания в двигателе. Для класса Евро5 установлено:
- при 250°Сдолжно перегоняться не более 65% топлива
(значение в паспорте должно быть меньше 65)
- при 350°Сдолжно перегоняться не менее 85% топлива
(значение в паспорте должно быть больше 85)
- а так же, 95% топлива должно перегоняться при температуре не выше 360°С
(значение в паспорте должно быть меньше 360)
Большое количество лёгких фракций (завышенный показатель при 250°С) повышает давление сгорания, что может привести к стукам в цилиндрах и жёсткой работе двигателя. Большое количество тяжёлых фракций (заниженный показатель при 350°С) может привести к неполному сгоранию топлива, что вызывает повышенное дымление и образование нагара.
Температура вспышки. Это минимальная температура топливно-воздушной смеси, при которой возможно её воспламенение. Характеризует способность дизтоплива к воспламенению. Для класса Евро5 установлено значение не менее 55°С.Для сравнения: Евро3 - от 40°С. Топливо с низкой температурой вспышки может быть пожароопасным. От этого показателя зависит безопасность эксплуатации двигателя и хранения топлива.
Содержание воды для дизтоплива класса Евро5 - не более 200 мг/кг (0,0200%)
Коксуемость. Это образование отложений при нагреве без доступа воздуха. Продукты коксования (кокс) состоят в основном из углерода. Они откладываются в виде твердого нароста главным образом на горячих деталях, не контактирующих непосредственно с зоной горения (внутри форсунок, на юбках поршней в области поршневых колец и др.). Контроль коксуемости осуществляется по содержанию кокса в 10%-ном остатке топлива после перегонки, количество которого для класса Евро5 не должно превышать 0,3%.
Зольность. После полного сгорания топлива в воздухе образуется минеральный остаток - зола, вызванный присутствием в топливе различных неорганических примесей. Из-за абразивных свойств золы она не только увеличивает нагар, но и ведет к повышенным износам в двигателе. Поэтому допустимое содержание золы в дизельных топливах класса Евро5 ограничивается не более 0,01%.
Предельная температура фильтруемости топлива.
По климатическим условиям использования топливо делится на:
Л – летнее, используется при температуре не ниже 5°С;
З – зимнее, используется при температуре от 5°С до -20°С;
Арк – арктическое, используется при температуре ниже -20°С.
Предельная температура фильтруемости топлива класса Евро5 |
Л |
З |
Арк |
° С |
-5 |
-20 |
-30 |
Температура помутнения. Температура, при которой начинает кристаллизоваться парафин. В дизельном топливе парафин кристаллизуется только с наступлением морозов. Обычно при температуре ниже 0ºС топливо начинает мутнеть. Это и есть признак начала кристаллизации парафина, температура помутнения отмечается в паспорте на топливо.
Пока кристаллы малы, они проходят сквозь сетку топливного фильтра, и двигатель продолжает работать. При дальнейшем снижении температуры кристаллы парафина начинают слипаться, и наступает точка температуры предельной фильтруемости, при которой сгустки становятся настолько большими, что не проходят через фильтр, поступление топлива прекращается.
Летнее и зимнее дизтопливо в стандарте EN 590 делится по предельной температуре фильтруемости на шесть классов:
Класс А |
Класс B |
Класс C |
Класс D |
Класс E |
Класс F |
5°С |
0°С |
-5°С |
-10°С |
-15°С |
-20°С |
Арктическое дизтопливо в стандарте EN 590 также делится по предельной температуре фильтруемости на пять классов:
|
Класс 0 |
Класс 1 |
Класс 2 |
Класс 3 |
Класс 4 |
Предельная температура фильтруемости |
-20С |
-26°С |
-32°С |
-38°С |
-44°С |
Температура помутнения |
-10°С |
-16°С |
-22°С |
-28°С |
-34°С |